Не проси помощи у ведьм - в котел угодишь...
А я продолжаю рассказывать о Новгороде.
Город сам небольшой, как я уже говорила, очень спокойный, машин, впрочем как и людей, на улицах очень мало. Дома в центральной части не выше трёх этажей, много построек 18-19 вв. Сами улицы хранят свои исторические названия, например, там есть совершенно замечательная улица Бояна, и еще запомнилась улица Людогоща))
Одной из главных достопримечательностей Новгорода является Софийский собор. На данный момент это самый древний собор в России (так как киевская София теперь не в счёт
).
Из истории:
Летописи XVI-XVII вв. сохранили известие о постройке в 989 г. вслед за принятием христианства дубовой Софии "о тринадцати верхах" над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), где в 1167 году былинный гость Сотко (Садко) Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Место разобранной во второй половине XVIII века церкви определяется точно. Раскопки, проведенные Новгородским музеем в 1940 г., вскрыли нижние части стен этого большого храма. Он стоял в южной половине Кремля, южнее Боярских водяных ворот. Его южная стена шла на месте северной стены небольшой церкви Андрея Стратилата, сохранившейся до наших дней.
В 1044 году были возведены первые каменные стены Новгородского кремля, тогда еще занимавшего 2/3 нынешнего пространства. Дубовая София, сгоревшая в 1045 г., находилась вне новых стен. Сразу после пожара в 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм. (по В.Л. Янину - в 1046 г.; см. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977 с. 124). Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи.
Архитектурные особенности
На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверие: "Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец". Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов.
Рассказывали, что в начале второй мировой войнынемецкий испанский снаряд попал прямо в крест, сбив голубя. В том же году город был оккупирован испанской дивизией - пророчество сбылось. Собор был практически полностью разграблен, увезли и тот самый крест, на котором был голубь. Лишь спустя двадцать (или около того) лет по чистой случайности (как сказала наш экскурсовод) "украденная реликвия" была обнаружена. Рассказывают, что одна испанская семья, один из членов которой погиб в Новгороде, просили перезахоронить родственника. Ну и в процессе они очень много читали о городе, приезжали туда, были в Кремле, слышали, по-видимому, эту историю с голубем и, когда приехали на родину, то вспомнили, что в одном из испанских музеев видели крест, причём православный крест. Сложив два и два, они опять же якобы догадались, что это был новгородский крест, ну и в конце концов он был возвращён. Теперь крест с уже новым голубем на нём находится внутри софийского собора.
Технические особенности
Первоначальный пол в соборе был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением.
На фотографии (да, я знаю, что нельзя снимать в храме!
) как раз видно, на сколько ниже был пол в соборе:
Внутри собора.
(в комментах ещё некоторые фотографии)
Город сам небольшой, как я уже говорила, очень спокойный, машин, впрочем как и людей, на улицах очень мало. Дома в центральной части не выше трёх этажей, много построек 18-19 вв. Сами улицы хранят свои исторические названия, например, там есть совершенно замечательная улица Бояна, и еще запомнилась улица Людогоща))


Одной из главных достопримечательностей Новгорода является Софийский собор. На данный момент это самый древний собор в России (так как киевская София теперь не в счёт

Из истории:
Летописи XVI-XVII вв. сохранили известие о постройке в 989 г. вслед за принятием христианства дубовой Софии "о тринадцати верхах" над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), где в 1167 году былинный гость Сотко (Садко) Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Место разобранной во второй половине XVIII века церкви определяется точно. Раскопки, проведенные Новгородским музеем в 1940 г., вскрыли нижние части стен этого большого храма. Он стоял в южной половине Кремля, южнее Боярских водяных ворот. Его южная стена шла на месте северной стены небольшой церкви Андрея Стратилата, сохранившейся до наших дней.
В 1044 году были возведены первые каменные стены Новгородского кремля, тогда еще занимавшего 2/3 нынешнего пространства. Дубовая София, сгоревшая в 1045 г., находилась вне новых стен. Сразу после пожара в 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм. (по В.Л. Янину - в 1046 г.; см. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977 с. 124). Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи.

Архитектурные особенности
На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверие: "Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец". Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов.
Рассказывали, что в начале второй мировой войны

Технические особенности
Первоначальный пол в соборе был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением.
На фотографии (да, я знаю, что нельзя снимать в храме!


Внутри собора.
(в комментах ещё некоторые фотографии)