Я подхожу к клубу. На часах 20:20. Двери клуба должны открыть в 20:30. Надеюсь, я не замерзну.
У входа сразу замечаю 5 фигур. 4 человека и контрабас.
О, музыканты. Улыбаюсь им. Больше на улице никого нет. Удивляюсь, что даже их не пустили еще внутрь. Они улыбаются в ответ. Чуть смущенно пожимают плечами: ну, да, нас тоже еще не пускают. Вот, ждем.
Я с любопытством наблюдаю за ними. Трое мужчин. Одна женщина. Контрабас.
Как здорово, что я нашла этот клуб. Как здорово, что мне пришло в голову прийти сюда вечером. Как здорово, что они будут тут играть.
Интересно бы познакомиться с ними.
А, вот идея:
- Do you know if there are any rehearsal rooms in Cascais?
- What?
- Rehearsal music rooms, you know...
- Oh... I know one place. Actually, it's a music school. I can tell you the name. Are you a musician ?
- Yeah, I'm a singer...
Они представляются. Я понимаю, что контакт теперь установлен.
Джордж. Сиро. Карл. Сибилл - она из Бразилии, добавляет Сиро. Сначала я тоже принимаю ее за часть бэнда.
На часах 20:40 но никто не торопится нам открывать. Зрителей, правда, тоже не прибавляется. Мы стоим на улице одни. Теперь у нас есть общее, что нас объединяет, - музыка. И нам сразу как-то теплее всем вместе тут стоять и ждать начала концерта.
Наконец, нам открывают двери. Мы спускаемся в небольшой подвальчик. Сцена. Столики и стулья расставлены по залу. Здесь теплее и есть туалет. Это хорошо.
Музыканты сразу начинают раскладывать инструменты. Это трио. Джордж - играет на рояле. Кстати, здесь стоит рояль. Карл - на контрабасе. Сиро - на барабанах.
Зал пока полностью свободен. Я могу выбрать любое место.
Когда я возвращаюсь из туалета, Сибилл уже сидит в зале с бокалом вина. А, она не музыкант. Я возьму стакан воды. Вино я пила за ужином.
Музыканты тем временем начинают саунд-чек.
Сиро – барабанщик – наиболее разговорчивый и расположенный к общению. Мы успеваем немножко пообщаться, узнать, кто-что-откуда-как.
- это Юрий, - мне представляют администратора этого клуба (я думаю, что это администратор, он же нам открывал).
Джордж садится за инструмент и начинает петь что-то рождественское. Интересно, только 8 ноября, а они уже устраивают рождественские концерты?
У Джоржа приятный голос и он хорошо играет. Я радуюсь, что уже сижу в зале, что здесь тепло, что у меня есть этот вечер, что сейчас здесь будет хорошая музыка. Как же хорошо.
Музыканты играют Jingle Bells. Я подпеваю. В какой-то момент Джордж останавливает игру. Смотрит на меня и говорит: Please, don’t sing with me now. I’m recording… - и он показывает на телефон, который установлен с края сцены, чтобы все музыканты помещались в кадр.
- Oh, sorry.
Я улыбаюсь и замолкаю. Забавно получилось.
На часах уже 21:15, пора начинать, но в зале по-прежнему только я и Сибилл. Но музыканты спокойны, как будто для них это обычное дело – играть для пустого зала. Или даже так: им совершенно и не нужны зрители в зале.
Юрий подходит ко мне и предупреждает, что вход на сегодняшний вечер – 15 евро. Я встаю, чтобы оплатить. Мне почему-то очень жаль, что больше нет зрителей, но музыканты сохраняют невозмутимость.
Наконец, в зал заходит одна пожилая женщина. А за ней еще одна. Она приветствует музыкантов, она всех тут знает. Позже я узнаю от Сиро, что она держит это место. И еще она сама певица.
Проходит еще около 10 минут, и концерт начинается.
Джордж не поет – я удивлена. Получается, сегодня полностью инструментальное выступление.
Краем глаза вижу, как в зале добавляются люди, и меня это очень радует.
Люди, конечно, здесь все «с изюминкой».
Вот, например, седая женщина от меня по диагонали через левое плечо сзади: того и гляди клюнет носом со стула. До меня не сразу доходит, что она просто заснула, и во сне раскачивается то вперед, то назад. И каждый раз мне кажется, что вот сейчас она грохнется, вот сейчас упадет носом вперед со стула. Но она не падает. И даже качается весьма ритмично, в музыку. Может, она не спит?
Так, наверное, я слишком долго уже откровенно пялюсь на нее. Перевожу взгляд на Сибилл. Киваю ей.
К третьей-четвертой композиции в зале добавляются еще пара столиков. Пожилая парочка. Две женщины – явно знакомые музыкантов, потому что они с ними здороваются.
Объявляют перерыв.
Внезапно та пожилая женщина (которая оказывается владельцем) выходит в зал и объявляет:
Four singers in the house today! It is 4 singer in the house!
Сначала я не понимаю, что она имеет в виду. Но через минуту становится ясно. Она начинает показывать на женщин в зале и говорить: Singer! Singer! На себя: Singer! И на меня с вопросом: Are you a singer?
- Yes…
- Come on, we should take a picture together.
Я и еще две девушки идем за хозяйкой клуба. Она достает свой телефон и начинает делать селфи. Я стою в серединке, улыбаюсь происходящему, улыбаюсь в камеру.
- So, what’s your name?
- Where are you from?
- Russia.
- Oh! Tovarish! babushka! Dobryi den! Spasibo!
Хозяйка разом вываливает на меня весь свой запас русских слов. А их, кстати, немало.
Хозяйка выкладывает наше фото в сторис. Я читаю подпись:
Four singers in the house!
Quatro cantoras hoje no Cascais Jazz Club
Одна из девушек (Сара, позже мы познакомимся) берет телефон, чтобы добавить отметки в сторис. Подписывает: @polinika.official , подписывает себя и другую девушку.
Мой телефон делает «трр» - это мне прилетела отметка в сторис с аккаунта Cascais Jazz Club. Как все это интересно.
Я возвращаюсь в зал на свое место. Ко мне подсаживается Ciro. Расспрашивает про меня. Я показываю свой инстаграм, он заинтересованно слушает. Он жил какое-то время в Польше и знает несколько русских слов (надо признать, больше, чем пожилая дама из клуба). Он говорит: языки похожи.
Все здесь друг друга знают. Такой «клуб для своих». Джордж подсаживается за столик к двум женщинам в первом ряду. Сиро болтает с девушкой-певицей, которая ставила отметки в сторис.
- This is Sara. She is a singer.
- Hi, Sara!
- Do you want to sing tonight? Do you know any jazz standards? – asks Ciro.
Я немного в замешательстве от этого неожиданного вопроса, но отвечаю:
- Yeah…
- Like what do you know?
- The man I love – мне кажется, это очень удачная композиция, но почему-то Ciro ее не одобряет.
- Anything else?
Я стараюсь вытащить из памяти все джазовые композиции, которые я когда-либо пела. Как назло именно в этот момент они все улетучились из моей памяти. Я даже не могу вспомнить название… Черт, как же она называлась? Да как же?
Я лезу в телефон и пытаюсь по каким-то обрывкам фраз, мелодии нагуглить, что-то найти в своих записях. Но мозг мой в этот момент отказывается мне помогать. У меня только одна мысль стучит в висках: спеть здесь, спеть с ними, спеть, спеть, спеть.
- Are you searching for standards?
- Yeah, I just don’t remember this song…
Я понимаю, что момент упущен. Я не могу вспомнить песню. А какая была возможность. Эх…
Надо вернуться к Саре и Сиро. Неудобно стоять в телефоне при них. Лучше я с ними пообщаюсь.
Перерыв заканчивается. Начинается второй сет.
Хозяйка объявляет, что раз у нас в зале «four singers», то надо бы добавить в концерт вокальную составляющую.
И первой будет петь вот эта миленькая девушка (с ником lemon wedge). Она исполнит The Man I Love.
Ясно. Кажется, я начинаю понимать, почему Сиро так отреагировал, когда я предложила эту песню. Наверное, он уже знал, что она занята.
Lemon Wedge выходит на сцену. У нее приятный голос. Совсем не видно ее волнения. Она держится скромно и хорошо. У нее своя манера. Выглядит она очень молодо. Я бы дала ей лет 16-17, но могу ошибаться.
Аплодисменты. Каким-то чудесным образом в зале стало еще на один столик больше.
- Нет, нет, два вокалиста подряд – ни за что! У нас тут не соревнования. Так, ребята, исполните пока что-то инструментальное, а Сара споет через одну композицию.
Мне нравится такой подход. Мне вообще очень нравятся отношения здесь.
Краем глаза кошу на седую женщину на стуле. Она уже согнулась пополам и почти не качается. Легла на свои колени и только немного дергает головой.
Никто не обращает на это совершенно никакого внимания, из чего я делаю вывод, что она здесь завсегдатай.
Через композицию на сцену выходит Сара. Джордж освобождает место за роялем другому мужчине – тому, который был с Сарой за столиком, из чего я делаю (возможно, неверный) вывод, что они пара.
Рубен (так его зовут) играет совсем в иной манере, не как Джордж. Но сравнивать их нельзя. Каждый по-своему очень крут.
Сара поет очень красивым тембром что-то на португальском. Я офигеваю, как круто она это делает.
Аплодисменты и «one more» из зала. Публике понравилось пение Сары.
Сара как будто не возражает и была к этому готова.
Она начинает петь Summertime , а я ей (капельку) подпеваю.
В голове звучит вопрос Сиро: would you like to sing? You can sing…
Я отвечаю на него: да, да, да!
Но что петь? Перебираю в голове песни. Я знаю, не так много стандартов.
Удача! Наконец-то я вспомнила название песни: I wish you love! Ну, конечно, это же она, как я могла забыть.
Что теперь делать? К кому подойти, чтобы «заявиться»? Я хочу спеть. И при этом боюсь, конечно. И переживаю. И в какой вообще тональности (как известно, главный вопрос!) ?
Когда объявляют второй перерыв, я настроена решительно. Правда, не знаю, что с этой решительностью делать.
To be continued…