Не проси помощи у ведьм - в котел угодишь...
ГЕММА (лат. gemma - драгоценный камень, печать) - изображение, вырезанное на пластинке из драгоценного или полудрагоценного камня. Оно может быть как врезано внутрь (тогда оно называется инталией), так и быть выпуклым (это камея). Раньше геммы служили печатями, ставились на документах, письмах как удостоверение личности владельца. В дальнейшем использовались в основном для украшений как брошки, перстни.
Данное искусство возникло на рубеже IV-V вв. до н.э. в Древней Греции. Наряду с использованием одноцветных камней греческие мастера работали и с многоцветными материалами. Наиболее интересны произведения резчика по камню Дексамена. Именно он впервые использовал камни со слоистой структурой, благодаря чему смог получать изображение одного цвета, а фон - другого.
Геммы использовались в качестве элементов ювелирных украшений, например браслетов, серег и перстней, а также и печатей, которые были широко распространены в Древней Греции. Их популярность была обусловлена верой в магические свойства драгоценных камней. Греки хорошо знали камни, каждый наделялся своими способностями и отвечал характеру своего владельца. Чаще всего использовался халцедон, а с IV века и другие драгоценные камни - берилл, хризопраз. Римляне достигли наивысшего мастерства в изготовлении камей из горного хрусталя и агата.
Новым стимулом к развитию глиптики послужило изготовление христианских эмблем - голубя, рыбы, якоря, креста. С тех пор за геммами закрепилось их многофункциональное назначение - как для печатей, так и в качестве амулетов.
Собирание античных гемм является одним из древнейших видов коллекционирования. Оно началось еще в эпоху Возрождения и сразу же приобрело широкое распространение. Например, собрание гемм, принадлежавшее Лоренцо Медичи, насчитывало десятки тысяч экземпляров. Собирание гемм продолжалось и в последующие эпохи. Так, большими коллекциями резных камней обладали Жан-Жак Руссо и Иоганн Вольфганг Гёте. Примечательно, что коллекции Гёте даже использовались в качестве наглядных пособий по истории античного искусства.
В настоящее время собрания гемм имеются во всех крупнейших музеях мира. Одно из наиболее интересных находится в Государственном Эрмитаже. Вместе с коллекциями других музеев России оно образует уникальный комплекс памятников античного искусства.
Гемма с (sic!) эротом
Гемма с изображением бегущего оленя. Ок. 1600 до н. э. Крит. Музей Ашмола. Оксфорд
Гемма с изображением юноши с петухом. 2-я пол. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж
Гемма с изображением Горгоны. Сер. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж
Дексамен. «Летящая цапля». 3-я четв. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж
Ещё о геммах и глиптике в целом можно почитать здесь и здесь
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
18 х 23 см.
Вена, Музей истории искусств
Инталия на сердолике. Аякс несущий Ахиллеса. V век
Гемма на аметисте. Изображение императора Каракалла
Данное искусство возникло на рубеже IV-V вв. до н.э. в Древней Греции. Наряду с использованием одноцветных камней греческие мастера работали и с многоцветными материалами. Наиболее интересны произведения резчика по камню Дексамена. Именно он впервые использовал камни со слоистой структурой, благодаря чему смог получать изображение одного цвета, а фон - другого.
Геммы использовались в качестве элементов ювелирных украшений, например браслетов, серег и перстней, а также и печатей, которые были широко распространены в Древней Греции. Их популярность была обусловлена верой в магические свойства драгоценных камней. Греки хорошо знали камни, каждый наделялся своими способностями и отвечал характеру своего владельца. Чаще всего использовался халцедон, а с IV века и другие драгоценные камни - берилл, хризопраз. Римляне достигли наивысшего мастерства в изготовлении камей из горного хрусталя и агата.
Новым стимулом к развитию глиптики послужило изготовление христианских эмблем - голубя, рыбы, якоря, креста. С тех пор за геммами закрепилось их многофункциональное назначение - как для печатей, так и в качестве амулетов.
Собирание античных гемм является одним из древнейших видов коллекционирования. Оно началось еще в эпоху Возрождения и сразу же приобрело широкое распространение. Например, собрание гемм, принадлежавшее Лоренцо Медичи, насчитывало десятки тысяч экземпляров. Собирание гемм продолжалось и в последующие эпохи. Так, большими коллекциями резных камней обладали Жан-Жак Руссо и Иоганн Вольфганг Гёте. Примечательно, что коллекции Гёте даже использовались в качестве наглядных пособий по истории античного искусства.
В настоящее время собрания гемм имеются во всех крупнейших музеях мира. Одно из наиболее интересных находится в Государственном Эрмитаже. Вместе с коллекциями других музеев России оно образует уникальный комплекс памятников античного искусства.
Гемма с (sic!) эротом
Гемма с изображением бегущего оленя. Ок. 1600 до н. э. Крит. Музей Ашмола. Оксфорд
Гемма с изображением юноши с петухом. 2-я пол. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж
Гемма с изображением Горгоны. Сер. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж
Дексамен. «Летящая цапля». 3-я четв. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж
Ещё о геммах и глиптике в целом можно почитать здесь и здесь
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
18 х 23 см.
Вена, Музей истории искусств
Инталия на сердолике. Аякс несущий Ахиллеса. V век
Гемма на аметисте. Изображение императора Каракалла
Приглашаю вас 14 июня в клуб любителей фантастики "Параллакс".
Заседание начинается в 18.00 в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В.И. Ленина (ул. Варварская, бывшая Фигнер, д.3). Собираемся у Белого зала библиотеки (первый этаж сразу у входа). Дальше будет сюрприз.
Ортанс